Статистика показывает, что доля женщин в топ-менеджменте крупных российских компаний в России очень незначительна — всего 5-10%. В западных — положение лучше, но ненамного. Там только 15-20% высших позиций заняты женщинами. Почему так происходит и от чего в западной компании женская карьера делается проще?
Теоретически сегодня и женщины, и мужчины обладают равными возможностями для достижения карьерных высот. Но эксперты напоминают о существовании ряда подводных камней. «Важно понимать, что в западной фирме босс-мужчина априори подсознательно боится обвинений в сексизме, если вступит в конфронтацию с женщиной-коллегой, которая настойчиво взбирается вверх по карьерной лестнице и объективно достойна руководящих постов», — отмечает директор по рекламе и PR группы «АльфаСтрахование» Анастасия Бондарева.
Российский же бизнес в силу своей молодости менее терпим к начальникам женского пола. Бытуют стереотипы, что женщина менее собранна, подвержена чужому влиянию, больше отвлекается на семейные и бытовые проблемы, не обладает жесткой хваткой и т.д. Поэтому женщины либо пытаются извлечь максимальные выгоды из того, чтобы «оставаться женщиной» (помимо декольте и высоких каблуков это предполагает и «поддерживающий» стиль поведения), либо стараются доказать, что могут работать как мужчины. «Женщине объективно сложно сделать карьеру топ-менеджера, так как среда постоянно подталкивает ее к несбалансированному поведению и действиям в рамках одной из двух приведенных выше ролей, — отмечается в вышедшем недавно исследовании «Сценарий для топ-менеджера». — Адаптироваться к сообществу топ-менеджеров мужчин, «оставаясь собой», очень сложно, и удается это немногим».
Типы женщин-руководителей
Специалисты по менеджменту выделяют два основных типа поведения женщин-руководителей: подчеркнуто-жесткий и «поддерживающий».
Подчеркнуто-жесткий тип
Женщины на руководящих позициях часто демонстрируют «мужские» черты поведения, причем нередко — в утрированной форме. Пытаясь подстроиться под традиционно мужской стиль лидерства, они ведут себя более агрессивно и жестко, чем их коллеги-мужчины. Вот некоторые характерные высказывания руководителей на эту тему:
«На российском рынке преобладают авторитарность и агрессивный менеджмент. Ролевая модель руководителя — не женская. Общение на неформальном уровне, постоянные застолья для женщины невозможны».
Мужская среда воспринимает «вторжение» женщин на ключевые позиции с предубеждением, и поэтому любые недочеты женщин-руководителей замечаются и обсуждаются активнее и чаще. Такая ситуация закрепляет жесткий агрессивный стиль лидерства женщины-руководителя (постоянная готовность к бою).
Здесь еще раз стоит оговориться, что такая ситуация встречается далеко не на всех уровнях управления, а преимущественно на высших должностях крупных российских компаний. Если женщина-руководитель отвечает за работу вспомогательных функциональных служб (финансы, управление персоналом), пусть даже в очень крупных компаниях, то ситуация будет несколько другой. На данных направлениях работает множество женщин, и к ним в российской бизнес-среде вполне позитивное отношение, так что излишняя агрессивность и жесткость линии поведения может только навредить развитию карьеры.
«Поддерживающий» тип
Часто можно наблюдать и другой стиль поведения женщин-руководителей. Если первый стиль основывается на утрировании мужских черт (жесткость, агрессивность, постоянная готовность к борьбе), то представители второго типа чаще всего делают акцент на мягкости, способности выслушать и оказать поддержку, помочь найти выход из конфликтной ситуации. Такие женщины, как правило, обладают развитым эмоциональным интеллектом, большой пластичностью, что нередко обеспечивает им существенное влияние на владельца и акционеров бизнеса. Здесь тоже можно говорить об утрировании, но уже не мужского, а материнско-женского стереотипа поведения.