Businessmens.ru представил рейтинг самых продаваемых франшиз 2023 года, сформированный на основе данных о количестве проданных франшиз за год и уровне инвестиций, необходимых для открытия бизнеса.
Ежегодный некоммерческий рейтинг популярных франшиз от каталога Businessmens.ru отражает изменения на рынке франчайзинга — спрос, тенденции и активность отечественных и зарубежных компаний. Ушли крупные бренды, поменялись лидеры, фастфуд сдаёт позиции.
Уход с рынка крупных зарубежных брендов отразился на рынке франчайзинга. McDonald’s и KFC, всегда входившие в топ-10, больше не участвуют в ротации. Burger King, объявивший о прекращении корпоративной поддержки, ещё сохраняет позиции, но активного развития по франшизе в России уже не ведёт. В противовес этому отечественные компании начали более активную деятельность по продаже франшиз.
Безоговорочным лидером рейтинга вновь, как и три года назад стала «Пятёрочка», в прошлом году занимавшая только третье место. С девятого на второе место поднялась франшиза магазинов товаров низких цен «МПР».
Но у других дискаунтеров дела шли не так хорошо. Сеть Fix Price сильно сбавила обороты и с третьего места упала на двадцать восьмое. А «Доброцен», входивший в прошлом году в десятку самых популярных, отказался от идеи активного развития по франчайзингу.
В первой пятёрке оказалась франшиза постаматов и пунктов выдачи заказов от «Яндекс.Маркет». В топ-10 вошли франшизы компьютерных клубов Colizeum и лабораторной диагностики Invitro, до этого не поднимавшиеся до лидерских позиций. С десятого на седьмое место поднялась «Додо Пицца». Продолжает удивлять результатами одна из самых инвестиционно-ёмких франшиз на рынке — сеть фитнес-центров World Class, занявшая восьмое место.
Рейтинг некоммерческий, составляется ежегодно на основе открытых данных более трёх тысяч компаний с целью популяризировать российский франчайзинг и дать объективную оценку современному состоянию рынка.
Рынок за последний год изменился. Если раньше из 20 первых мест рейтинга 13 занимали франшизы фаст-фуда и торговли, то теперь их соотношение снизилось до 8 к 20. Люди больше начали интересовать разными видами бизнеса. В ТОП-20 попали франшизы лабораторной диагностики, студий растяжки, грузоперевозок, автосервисов, компьютерных клубов. До конца 2023 года, если не последует общих потрясений, тренд сохранится и разнообразие рынка будет расширяться. Что не может не радовать.
Место в 2023 году | Франшиза | Количество открытых точек в 2022 году | Инвестиции, руб. | Темп прироста точек в 2022 году по отношению к 2021 году |
1 | Пятёрочка (+2) | 63 | 16 000 000 | -93% |
2 | МПР (+7) | 134 | 7 500 000 | -27% |
3 | Wildberries (+1) | 5500 | 180 000 | -36% |
4 | Галамарт (+10) | 97 | 10 000 000 | 5% |
5 | Яндекс Маркет (нов) | 6250 | 150 000 | new |
6 | Colizeum (+17) | 120 | 7 500 000 | 37% |
7 | Додо Пицца (+3) | 175 | 5 000 000 | 113% |
8 | World Class (+5) | 7 | 125 000 000 | 16% |
9 | Бургер Кинг (-1) | 28 | 23 530 000 | -35% |
10 | Invitro (+12) | 184 | 2 900 000 | 10% |