Выбери профессию по типу личности

Тесты Майерс-Бриггс призваны выявлять способности людей, определять в какой сфере деятельности тот или иной человек сможет реализоваться в большей степени.

Например:

 

  • интеллектуалу NT, обожающему стратегии и новые идеи больше всего подойдет профессия аналитика, финансиста, маркетинг-менеджера, сотрудника отдела планирования;
  • вдохновителю NF, умеющему работать с людьми, лучше стать педагогом, психологом, сотрудником отдела по работе с персоналом, адвокатом или пресс-секретарем;
  • SJ — администратор по призванию, его дело планировать и структурировать. Поэтому из SJ получится хороший военный, руководитель, офис-менеджер;
  • SP прекрасно справляется с обязанностями, требующими быстрого реагирования. Из людей с такими качествами выходят отличные пожарные, врачи или менеджеры по работе с клиентами.Как не ошибиться c работой?

    Определяясь с поприщем, постарайтесь соотнести свою будущую профессию с личными качествами и темпераментом. Обратите внимание на то, что говориться в психологических тестах по поводу особенностях вашего характера. Все ли вы знаете про себя? Уверены ли в собственных силах? Подумайте, может та профессия, которую настоятельно рекомендует тест, действительно ваша. И все-таки, определяя тип и профессиональные склонности по методу Майерс-Бриггс нужно учитывать и собственные пристрастия. Возможно, вы являетесь исключением из правил, и выбранная вами работа не соответствует вашему психологическому типу. Но несмотря ни на что, она приносит вам удовольствие. Тогда вряд ли стоит что-либо менять.

    Тип работника в организациях

    По сути, типология Майерс-Бриггс сегодня в — это система распознавания и прогнозирования поведения людей в организациях. Она позволяет учитывать индивидуальные особенности сотрудников. Сторонники данной типологии считают, что с ее помощью можно выстроить эффективное взаимодействие на всех уровнях организации, избежать многих конфликтных ситуаций, решить собственные проблемы и заглянуть во внутренний мир другого человека. Типология Майерс-Бриггс призвана научить человека быстрее и эффективнее разрешать конфликтные ситуации, правильнее организовывать собственный труд и работу сотрудников, уменьшить количество стрессов, приобрести коммуникативную компетентность, т.е. научиться отличать реальные качества от притворства, принимать правильные решения, создавать хорошие команды. Изначально в типологии Майерс-Бриггс рассматривалось 16 психологических типов. В 50-е годы метод был усовершенствован и упрощен. Сегодня основными являются 4 типа.

    SJ «Организатор», который гарантирует организации порядок. Ориентирован на стабильность. Такие люди сразу устанавливают с персоналом официальные взаимоотношения. Уделяют много времени созданию и поддержанию традиций в организации. Они ценят в коллегах трудолюбие, дисциплинированность и исполнительность. Склонны вводить излишнее количество обязательных правил, процедур и предписаний и обращать повышенное внимание на их соблюдение, а также всегда оценивают практический эффект управленческих решений. Любимые высказывания «организатора»: «я контролирую время», «организация — четко построенная иерархия с четкими обязанностями и должностными инструкциями», «главное — забота, чувство долга и ответственности».

    SP «Устранитель аварий» — ориентирован на действия. Уделяет много внимания своевременному выявлению неполадок в работе организации. Решает только реально возникающие проблемы. Обладает талантом ведения переговоров и разрешения кризисных ситуаций. Отношения с персоналом выстраивает по принципу сотрудничества. Гибок и терпим с коллегами, воспринимает поведение людей как данность, с которой необходимо работать. Нетерпелив к теориям, абстракциям и долгосрочным проектам. Склонен «забывать» прошлые решения и обязательства. Любит игровые ситуации. Оперирует следующими выражениями: «важно, чтобы было комфортно работать», «гибкость — наше сильное качество», «у нас все предусмотрено».

    NF «Вдохновитель» — ориентирован на людей. Устанавливают с персоналом личностные отношения, стремясь к взаимопониманию, гармонии в отношениях. Уделяют много внимания климату в организации. Страдают, когда нарушаются добрые отношения с людьми. Склонные принимать решения, основываясь на личных симпатиях и антипатиях. Могут закрывать глаза на проблемы, надеясь, что все само собой разрешиться. Обладают талантом убеждать, вдохновлять и поощрять коллег фразами, типа: «люди — гармоничная команда», «наша команда знает, в чем смысл», организация — это живой организм».

    NT «Архитектор систем» — обладает стратегическим мышлением и много внимания уделяет стратегии развития организации и планированию изменений. Ориентирован на открывающиеся возможности. Старается рассматривать все возможные альтернативы управленческих решений. Обладает талантом системного мышления. Добивается уважения персонала знаниями и компетентностью. Проявляет интерес к перспективным идеям подчиненных. Склонен не воспринимать чувства людей как реальный фактор. NT стремится к постоянному улучшению. С воодушевлением берется за новые, сложные проекты, но, к сожалению, не всегда завершает их. Часто употребляет следующие формулировки: «механизм эффективного функционирования», «общее стратегическое планирование», «сконцентрируемся на принципиальном аспекте».

    В поисках истины

    Еще Аристотель, наблюдая за человеческим темпераментом, разделил всех людей на четыре типа: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В дальнейшем теория древнегреческого философа и ученого неоднократно получала развитие и различные толкования. В результате чего в 1923 году на свет появилась типология швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. А позже и его учения стали благодатной почвой для всевозможных интерпретаций.

    В 30-е годы XX века на основе работы Юнга «Психологические типы» Катариной Бриггс и ее дочерью — школьной учительницей Изабелью Майерс Бриггс было разработано отдельное направление, получившее название — «Индикатор типов Маейрс-Бриггс» (МВТI). Первые публикации на эту тему относятся к концу 20-х годов, а первая версия руководства по использованию типологии к 1944 году. Долгое время психологи отказывались признавать новое направление. Их раздражало внедрение в данную сферу людей без специального образования. Но поддержка пришла от коллег-педагогов, которые соглашались проводить среди своих учеников тестирование и читать лекции о типологии. Настоящую известность и популярность типология Майерс-Бриггс обрела к середине 1980-х годов. И по сей день интерес к ней и не ослабевает, а количество сторонников не становится меньше.

    Особенности метода Майерс-Бриггс

    Типологию как науку интересует все, чем живет человек: процессы познания, сбор информации, принятие решений, нацеленность на результат, способы восстановления энергии после работы. Основным инструментом определения типа в типологии Майерс-Бриггс является тест. Его задача — выявлять индивидуальные предпочтения и особенности различий между людьми, а затем конструктивно использовать эти данные в построении межличностных отношений. Тест постоянно совершенствовался. Чтобы выверить точность тестирования, результаты теста неизменно сопоставлялись с тем, что было реально известно о человеке. Выявлялось, какие вопросы лучше «работают» для мужчин, а какие для женщин. Противники направления настаивали на необоснованности данных и спорных методах оценки, но многочисленные опыты доказывали, что типология Майерс-Бриггс надежна и эффективна.

    В ее основе лежит деление всех людей без исключения на четыре дихотомических признака:
    • экстраверсия (extroversion) и интроверсия (introversion);
    • ощущение (sensing) и интуиция (intuition);
    • мышление (thinking) и чувство (feeling);
    • оценка (judging) и восприятие (perceiving).

    Экстравертам свойственны следующие черты: они отвечают быстро, без долгих размышлений, стремятся общаться в группе и обладают такой экспрессивностью, что время от времени их приходится сдерживать. Интроверты напротив, любят долго подумать перед тем, как ответить. Их необходимо втягивать в разговор. Большим сборищам они предпочитают общение с глазу на глаз. Согласно типологии Майерс-Бриггс к экстравертам относятся следующие типы: S — сенсорик — любит погружаться в факты, детали, конкретные примеры и апеллировать к ним. Стремиться продемонстрировать собственные идеи. T — думающий тип (от англ. thinking). Рассматривая альтернативные решения, люди этого типа стремятся учесть все «за» и «против». Они критичны и объективны. Считают убедительными трезвые, беспристрастные доводы. J — выносящие суждения, оценки. Ориентируются на результат. Любят обсуждать порядок и график выполнения работы, обговаривая точные сроки ее завершения, результаты, цели и достижения. Не любят неожиданностей и стремятся знать обо всем заранее. Ожидают от окружающих доведения дел до конца. Получают удовольствие от завершенного дела. Умеют управлять временем.

    Интроверты включают в себя: N — интуитивный тип. Их интересуют лишь общие схемы и общие концепции, любят обсуждать будущие возможности, связанные с их идеями. F — импульсивный. Рассматривая альтернативные решения, стремятся оценить, чем каждое из них может быть полезно для людей. Умеют ценить личные взаимоотношения. Доверяют субъективным мнениям. P — воспринимающий. Готовы обсуждать порядок выполнения работы, но испытывают дискомфорт при назначении твердых сроков ее завершения. Любят перемены и хорошо адаптируются к любым неожиданностям. Ожидают от других того же. Нравится начинать новое дело, но в процессе выполнения обычно теряют к нему интерес и до конца не доводят.

    Дело Майерс-Бриггс живет и процветает

    Типология Майерс-Бриггс наиболее популярна в США, где этот психологический инструмент, способствующий налаживанию взаимопонимания, используется весьма активно. Около 70% американских школьников, задумываясь о будущей карьере и выбирая профессию, проходят тестирование по данной системе. Она широко применяется в педагогике, кадровом менеджменте, семейном консультировании. В России этой типологией интенсивно заинтересовались лет пять назад. Тогда же стали появляться популярные публикации, доступные широкому кругу читателей. Сегодня любой желающий может определить, к какому психологическому типу он относится. Такая самоидентификация точно не навредит в общении с окружающими. В современном мире все большее количество людей занимается изучением типоведения, поскольку применять эти знания можно без ограничений и в личной жизни, и в профессиональной сфере. Но прежде, чем разложить по полочкам достоинства и недостатки окружающих, нужно заглянуть в себя.

 

Средний рейтинг
Еще нет оценок
Мой рейтинг:

Добавить комментарий